Перегрев двигателя – серьезная проблема, с которой может столкнуться каждый автовладелец. Обычно нормальная рабочая температура бензинового двигателя составляет около 90–100°C. Современные системы охлаждения поддерживают эту температуру с помощью термостата и радиатора. Но если стрелка или индикатор температуры находятся в красной зоне, если повехность капота очень горячая, или вы видите пар, или чувствуете запахи горячего масла или пластика - это указывает на перегрев. Если вовремя не принять меры, перегрев может привести к значительным повреждениям дорогостоящему ремонту. В этой статье мы рассмотрим основные причины перегрева и расскажем, как их избежать.
Причины перегрева двигателя и как их избежать?
Основные причины перегрева двигателя
Оглавление:
Недостаточный уровень охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость, или антифриз, играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Она циркулирует через систему охлаждения, забирая излишки тепла от двигателя и предотвращая его перегрев.Описание проблемы: • Охлаждающая жидкость, проходя через радиатор и двигатель, помогает отводить излишки тепла, поддерживая оптимальную рабочую температуру двигателя. • При недостаточном уровне охлаждающей жидкости тепло перестает эффективно отводиться от двигателя, что может привести к перегреву. Основные причины утечек охлаждающей жидкости: • Повреждения радиатора: Радиатор может треснуть или проржаветь, что приводит к утечке охлаждающей жидкости. • Неисправные шланги: Со временем шланги, соединяющие радиатор и двигатель, могут изнашиваться, трескаться или лопаться, вызывая утечки. • Проблемы с прокладками: Прокладки, такие как прокладка головки блока цилиндров, могут изнашиваться или повреждаться, что приводит к утечке жидкости в двигатель или систему выхлопа. • Неисправный водяной насос: Если водяной насос поврежден или его уплотнения изношены, это может стать причиной утечки охлаждающей жидкости. Как проверить и что делать: • Проверка уровня жидкости: Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке или радиаторе. Он должен быть между отметками «мин» и «макс». Если уровень ниже, долейте жидкость. • Осмотр на утечки: Периодически осматривайте двигатель и радиатор на наличие видимых утечек. Если вы заметили лужу жидкости под автомобилем, проверьте радиатор, шланги и водяной насос. • Использование правильного антифриза: Убедитесь, что используете подходящий тип охлаждающей жидкости, рекомендованный производителем вашего автомобиля. Не смешивайте разные типы антифриза, так как это может ухудшить его свойства.
Неисправный термостат
Термостат – это небольшой, но важный компонент системы охлаждения, который регулирует поток охлаждающей жидкости между двигателем и радиатором, поддерживая оптимальную температуру двигателя.Описание проблемы: • Термостат работает как клапан, открываясь и закрываясь в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Когда двигатель прогревается, термостат открывается, позволяя охлаждающей жидкости проходить через радиатор и охлаждать двигатель. • Если термостат заклинило в закрытом положении, охлаждающая жидкость не сможет пройти через радиатор, и двигатель начнет перегреваться. Если термостат заклинило в открытом положении, двигатель будет дольше прогреваться и работать при пониженной температуре, что также негативно сказывается на его работе. Симптомы неисправности термостата: • Перегрев двигателя: Если термостат заклинило в закрытом положении, охлаждающая жидкость не может эффективно циркулировать через радиатор, что приводит к перегреву двигателя. • Длительное прогревание: Если термостат заклинило в открытом положении, двигатель может дольше прогреваться до рабочей температуры, что увеличивает износ компонентов двигателя и расход топлива. • Колебания температуры: При неисправности термостата температура двигателя может колебаться, быстро повышаясь или понижаясь, что указывает на проблемы с регулировкой температуры. Решение проблемы: • Проверка термостата: Если вы подозреваете неисправность термостата, его можно проверить, нагрев его в кастрюле с водой и наблюдая за тем, открывается ли он при достижении определенной температуры (обычно около 80-90°C). • Замена термостата: Если термостат неисправен, его нужно заменить. Это относительно простая процедура, но важно использовать качественный термостат, соответствующий рекомендациям производителя вашего автомобиля. • Регулярное обслуживани: Рекомендуется проверять работу термостата при каждом техническом обслуживании автомобиля, чтобы предотвратить внезапные проблемы с перегревом.
Проблемы с радиатором
Радиатор – ключевой компонент системы охлаждения, который отвечает за отвод тепла от охлаждающей жидкости и поддержание оптимальной температуры двигателя.Описание проблемы: • Радиатор представляет собой теплообменник, через который проходит охлаждающая жидкость, отдавая излишки тепла в окружающую среду. Если радиатор поврежден или засорен, это приводит к нарушению циркуляции жидкости и перегреву двигателя Основные проблемы с радиатором: • Засорение радиатора: С течением времени радиатор может засоряться грязью, накипью и другими отложениями, которые препятствуют эффективной циркуляции охлаждающей жидкости. • Повреждение трубок: Радиатор состоит из множества тонких трубок, которые могут повреждаться из-за коррозии, механических воздействий или вибраций. Поврежденные трубки могут вызывать утечки жидкости и ухудшать охлаждение. • Коррозия радиатора: Со временем металлические элементы радиатора могут подвергаться коррозии, особенно если используется неправильный антифриз или охлаждающая жидкость редко меняется. Как предотвратить и исправить: • Регулярная чистка радиатора: Радиатор нужно периодически чистить, чтобы удалить грязь и накипь. Для этого можно использовать специальные промывочные жидкости, которые заливаются в систему охлаждения и удаляют отложения. • Проверка на утечки: Визуально осматривайте радиатор на предмет утечек охлаждающей жидкости. Если вы заметили капли или лужи под автомобилем, радиатор может быть поврежден и требовать ремонта или замены. • Замена поврежденных компонентов: Если трубки радиатора повреждены или радиатор подвергся коррозии, его необходимо заменить. Используйте только качественные радиаторы, рекомендованные производителем вашего автомобиля. • Использование качественного антифриза: Всегда используйте качественный антифриз, соответствующий спецификациям вашего автомобиля. Это поможет предотвратить коррозию и образование накипи внутри радиатора.
Неисправный водяной насос
Водяной насос – это ключевой элемент системы охлаждения, отвечающий за циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор. Его неисправность может привести к нарушению циркуляции жидкости и перегреву двигателя.Описание проблемы: • Водяной насос, или помпа, отвечает за постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор, что обеспечивает отвод излишков тепла. • Если водяной насос перестает нормально работать, охлаждающая жидкость не будет циркулировать должным образом, что приведет к перегреву двигателя. Признаки неисправности водяного насоса: • Утечки охлаждающей жидкости: Один из самых явных признаков – утечка жидкости в районе водяного насоса. Часто это сопровождается заметными каплями или лужами под автомобилем. • Странные звуки: При неисправности водяного насоса можно услышать скрипящие или визжащие звуки из области двигателя. Это может быть связано с износом подшипников или разрушением крыльчатки насоса. • Перегрев двигателя: Неэффективная циркуляция охлаждающей жидкости приводит к повышению температуры двигателя, особенно при высоких нагрузках или длительном движении на малых скоростях. Что делать: • Проверка водяного насоса: Если вы заметили признаки неисправности, обратитесь в автосервис для проверки насоса. Специалисты проведут диагностику и определят, требуется ли его замена. • Замена водяного насоса: Водяной насос подлежит замене при обнаружении дефектов. Рекомендуется использовать качественные запчасти, соответствующие рекомендациям производителя. • Регулярное обслуживание: Проводите регулярное техническое обслуживание автомобиля, включая проверку состояния водяного насоса и других элементов системы охлаждения.
Проблемы с вентилятором охлаждения
Вентилятор охлаждения помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя, особенно в условиях, когда поток воздуха через радиатор недостаточен, например, при движении на малых скоростях или в пробках.Описание проблемы: • Вентилятор охлаждения установлен перед радиатором и помогает отводить тепло от охлаждающей жидкости, продувая через радиатор поток воздуха. • Если вентилятор не работает или работает неэффективно, радиатор не сможет должным образом охлаждать жидкость, что приведет к перегреву двигателя. Симптомы неисправности вентилятора: • Вентилятор не включается: При работающем двигателе вентилятор должен включаться при достижении определенной температуры. Если он не включается, возможно, проблемы с электропроводкой, датчиком температуры или самим вентилятором. • Недостаточная охлаждающая способность: Вентилятор может работать, но не обеспечивать достаточный поток воздуха из-за износа или повреждений лопастей. • Перегрев на малых скоростях: Если двигатель перегревается при движении на малых скоростях или в пробках, это может указывать на проблемы с вентилятором. Что делать: • Проверка электрической цепи: Проверьте предохранители, реле и электропроводку, подключенные к вентилятору. Неисправные элементы могут быть причиной его отказа. • Замена датчика температуры: Датчик температуры отвечает за включение вентилятора при достижении определенной температуры. Если датчик неисправен, вентилятор может не включаться вовремя. • Осмотр и замена вентилятора: Проверьте вентилятор на предмет механических повреждений или износа. Если вентилятор не работает должным образом, замените его на новый.
Забитые или поврежденные шланги
Шланги системы охлаждения играют ключевую роль в подаче охлаждающей жидкости от радиатора к двигателю и обратно. Их повреждение или засорение может нарушить циркуляцию жидкости и привести к перегреву двигателя.Описание проблемы: • Шланги системы охлаждения обеспечивают циркуляцию охлаждающей жидкости между двигателем, радиатором и другими компонентами системы охлаждения. • Со временем шланги могут изнашиваться, трескаться или забиваться отложениями, что приводит к нарушению циркуляции жидкости и перегреву двигателя. Проблемы с шлангами: • Засоры: Внутри шлангов могут накапливаться грязь, накипь и другие отложения, которые уменьшают их проходимость и нарушают поток жидкости. • Трещины и утечки: Со временем резина, из которой изготовлены шланги, может терять эластичность, трескаться и пропускать жидкость, что приводит к утечкам и снижению уровня охлаждающей жидкости. • Повреждения от вибраций: Шланги, расположенные рядом с движущимися частями двигателя, могут подвергаться избыточным вибрациям и трению, что приводит к их повреждению. Профилактика и ремонт: • Регулярная проверка шлангов: Визуально осматривайте шланги на наличие трещин, вздутий и утечек. Обратите внимание на места соединений с радиатором и двигателем. • Чистка и промывка системы: Периодически промывайте систему охлаждения специальными жидкостями, чтобы удалить накипь и грязь из шлангов и других элементов. • Замена поврежденных шлангов: Если вы обнаружили трещины, вздутия или другие повреждения на шлангах, замените их на новые. Используйте только качественные шланги, рекомендованные производителем. • Использование качественной охлаждающей жидкости: Используйте подходящую охлаждающую жидкость, чтобы предотвратить образование отложений и продлить срок службы шлангов.
Низкий уровень моторного масла
Моторное масло выполняет несколько критически важных функций, включая смазку движущихся частей двигателя, снижение трения и отведение тепла. Низкий уровень масла может привести к перегреву и серьёзным повреждениям двигателя.Описание проблемы: • Моторное масло помогает снижать трение между движущимися частями двигателя, предотвращая избыточное нагревание и износ. • Оно также играет роль в отводе тепла от частей двигателя, помогая поддерживать их в оптимальном температурном режиме. • Низкий уровень масла уменьшает его способность эффективно смазывать и охлаждать двигатель, что может привести к перегреву. Причины низкого уровня масла: • Утечки масла: Основная причина низкого уровня масла – утечки, которые могут происходить через прокладки, сальники, трещины в блоке двигателя или изношенные уплотнения. • Испарение масла: В некоторых случаях масло может испаряться, особенно при высоких температурах или при использовании низкокачественного масла. • Неправильное использование масла: Использование масла, не соответствующего спецификациям автомобиля, может привести к его быстрому расходу или утечкам. Как проверить и устранить: • Регулярная проверка уровня масла: Периодически проверяйте уровень масла с помощью щупа. Убедитесь, что уровень масла находится между минимальной и максимальной отметками. Если уровень ниже, долейте масло. • Осмотр на утечки: Проверяйте двигатель на предмет утечек масла. Если вы замечаете капли или пятна масла под автомобилем, обратитесь в автосервис для диагностики и ремонта. • Использование качественного масла: Всегда используйте моторное масло, рекомендованное производителем вашего автомобиля. Оно должно соответствовать необходимым характеристикам и требованиям. • Проверка двигателя: Если масло уходит быстро, но утечек не видно, возможно, двигатель сжигает масло. В этом случае потребуется более тщательная диагностика и ремонт двигателя.
Неправильная настройка зажигания
Система зажигания играет важную роль в работе двигателя, обеспечивая воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Неправильная настройка зажигания может привести к перегреву двигателя и другим проблемам.Описание проблемы: • Зажигание должно происходить в строго определённый момент для обеспечения оптимальной работы двигателя. Неправильное время зажигания может привести к детонации или преждевременному воспламенению смеси, что вызывает перегрев. • Если зажигание установлено слишком рано или слишком поздно, двигатель будет работать с повышенной нагрузкой и температурой, что может привести к перегреву. Симптомы неправильной настройки зажигания: • Детонация: Неправильная настройка может вызвать детонацию (удары в цилиндрах), что сопровождается громкими металлическими звуками и может повредить двигатель. • Повышенный расход топлива: Неправильное время зажигания приводит к неэффективному сгоранию топлива, что увеличивает его расход. • Перегрев: Двигатель может перегреваться из-за избыточного трения и неэффективного отвода тепла. Решение: • Проверка и настройка зажигания: Проверьте угол опережения зажигания с помощью специальных инструментов и убедитесь, что он соответствует рекомендациям производителя. При необходимости настройте систему зажигания. • Замена компонентов системы зажигания: Если обнаружены неисправности в компонентах системы зажигания (например, свечи, катушки, провода), замените их на новые. • Периодическая проверка: Регулярно проверяйте и обслуживайте систему зажигания, чтобы избежать проблем с её настройкой и предотвратить перегрев двигателя.
Засорение или неисправность выхлопной системы
Выхлопная система играет ключевую роль в удалении отработанных газов из двигателя. Засорение или неисправность компонентов выхлопной системы может привести к перегреву двигателя.Описание проблемы: • Выхлопная система отвечает за удаление отработанных газов, что позволяет двигателю работать эффективно и снижает его температуру. • Засоры в системе или неисправность компонентов, таких как катализатор или глушитель, могут вызвать повышение давления в системе и перегрев двигателя. Основные проблемы выхлопной системы: • Засорение катализатора: Катализатор может засоряться отложениями, что ограничивает поток выхлопных газов и вызывает повышение давления в системе, приводящее к перегреву двигателя. • Повреждение глушителя: Глушитель может быть поврежден или изношен, что приводит к утечкам выхлопных газов и повышению температуры двигателя. • Поврежденные выхлопные трубы: Выходные трубы могут подвергаться коррозии или повреждениям, что нарушает их работу и вызывает проблемы с выхлопом. Исправление: • Проверка катализатора: Если вы подозреваете засорение катализатора, его следует проверить и, при необходимости, заменить. Засоренный катализатор ограничивает поток газов и может стать причиной перегрева. • Использование качественного топлива: Используйте качественное топливо, чтобы минимизировать образование отложений в выхлопной системе и продлить срок службы катализатора. • Проверка выхлопных труб: Регулярно осматривайте выхлопные трубы на наличие коррозии, трещин или других повреждений. Заменяйте или ремонтируйте поврежденные трубы.
Заключение
Как видите, причин перегрева двигателя довольно много, и не все из них просты для самостоятельной диагностики, особенно, если у Вас нет такого опыта. Поэтому, если Ваш двигатель перепрегревается, или Вы заметили признаки, перечисленные в данной статье, рекомендуем заглянуть к нам на осмотр. Записаться можно через форму ниже или по телефону слесарного участка +7 (921) 995-33-02